Майкл Суэнвик, «Танцы с медведями».
«Отъявленные мошенники Даргер и Довесок отправляются в Московию вместе с караваном, везущим бесценный подарок от багдадского халифа московскому князю. Однако попасть в Московию так же непросто, как и жить там. Да и получить аудиенцию у князя кажется невозможным. Даргер с Довеском быстро оказываются втянутыми в трясину интриг и переворотов. Но еще опасней, чем политические хитросплетения, окружающие путешественников, был сам подарок халифа — Жемчужины Византии и их наставница Зоесофья, ревностно охраняющая добродетель девушек».
Интересные впечатления остались от книги. Она и понравилась, и не понравилась, и каждое по отдельности как-то вопреки.
В мире постапокалипсиса, где катастрофа произошла давно, а сейчас о временах до оной напоминают лишь слабые отголоски вроде наркотика Распутина, мерзкого радио да «шоссе, где механические рабы возили своих господ», махровым цветом идет торговля клюквенными пирогами. Россия, альтернативно-пробуждающаяся ото сна или еще спящая, кому как выгодно, принимает двух странных оглоедов-приключенцев, один из которых – челопес. И начинается полнейшая фантасмагория и дурь, во что горазда писательская фантазия. Обыгрывание всяческих штампов, известных западу о русских, тут вызывает даже не оторопь, а нескрываемую ухмылку. Добро, было бы это сатирой, но ее ноток здесь маловато, зато элементов грамотно поданного трэша – весьма и весьма. Прикольные говорящие фамилии вроде Пепсиколовой или баронессы Лукойл-Газпром здесь соседствуют с прямо-таки деревенскими именами девиц, чья красота застилает всем глаза, а также с фольклорной сущностью вроде Кощея, Бабы Яги… Не обошлось и без медведей (а вы как думали!), и спящего гиганта, представляющего всю Московию-Россию. И конечно, кому же возглавлять революцию, как не ожившему царю Ленину! Пускай этот ход потом объяснится, но на данном этапе я уже отказывался воспринимать повествование как цельную картину. Книга окончательно превратилась в набор ярких скетчей, где нашлось место и грызне за власть, и обычным приключениям уличного мальчишки (на самом деле девчонки, ага, трапы везде атакуют) с разводками для жадных лохов, и межвидовому (ну не считать же мсье де Пресьё – мысленно минус «р» каждый раз, когда читаешь фамилию – человеком в полной мере!) сексу, и восстанию кибермозгов, и знаменитому «Россия вспрянет ото сна…», и поискам пропавшей библиотеки русского царя. Такое впечатление, будто Суэнвик взял все то крайне скудное, что известно ему о далекой стране, ее истории и фольклоре в представлениях западного общества, и в меру своей фантазии нагромоздил из кирпичей аляповатый дворец. Получилось увлекательно, любопытно, местами смешно, абсурдно и остроумно, нарочито несерьезно, но при этом немножечко обидно. Альтернативная Россия уж очень походит не на альтернативную, а просто на такую, какой она предстает во взглядах малознакомых с ней людей, лишь чуточку копнувших информацию в интернете, но поданную под определенным соусом. Могло бы быть либо куда бредовее и ярче, либо не столь аляповато и нарочито. Тоньше, что ли.
Но в целом послевкусие хорошее, пусть от клюквенного морсика и подташнивает. Некоторые придумки автору особенно хорошо удались (распивание поэтов, например, или сама идея спящего князя), читалось легко и весьма узнаваемо. А то, что постапокалиптический мир получился сам по себе пресным, так Суэнвик попытался всеми силами его раскрасить.
Оценка посередине между 6 и 7 баллами. Примерно там же, где должен находиться градус интоксикации после принятия внутрь коктейля из Суэнвика: 6 – легкий хмель, состояние ближе к желанию ходить очаровывать барышень, 7 – голова начинает побаливать, а коктейль – проситься наружу.