Чайна Мьевиль, «Рельсы».
«Рельсоморье. Обширные пространства отравленной земли, покрытые сетью стальных рельсов и деревянных шпал. Колеи, соединяющие времена и страны, проложены во всех направлениях, куда ни глянь. Они уходят в вечность. Но с острова на остров ходят слухи, что где-то за горизонтом есть выход туда, где нет рельсов, туда, где находится Рай, преисполненный богатств… И именно он, Шэмус ап Суурат, помощник доктора на поезде-кротобое «Мидас», находит ключ к разгадке этой тайны. Но сможет ли он добраться до края Рельсоморья, прежде чем пираты и рельсовый флот доберутся до него?»
Как и ожидалось, «Рельсы» – книга в стиле Мьевиль-лайт, образцом которого до этого был «Нон Лон Дон». Динамичный, быстрый, так несвойственный Мьевилю времен «Нью-Кробюзона» стиль, интересный в своей концепции, но сильно облегченный (опять же, в сравнении) на живость и наполненность мир, волнующая, но не заставляющая сопереживать героям общая ситуация упадка и разрухи постапокалипсиса. В общем, Чайна в очередной раз экспериментирует с жанрами, но, в отличие от трех его предпоследних книг, которые меня несколько разочаровали, а одна и вовсе выбесила, «Рельсы» читать было гораздо приятнее и завлекательнее. Где надо – создавалось напряжение, где надо – раскрывался мир, сыпля пестрыми и гигантскими обитателями, где надо – умело поддерживалась интрига «а что же там, впереди, где кончаются эти рельсы». А еще это общение с читателем, фразочки с подковыркой, мол, вы же заждались, правда, вам не терпится узнать, как я разрулю тот клиффхенгер, ну, в общем, обломайтесь, сейчас я вам про другое расскажу, и да, я тут буду вас снова прерывать, а вы даже пикнуть не посмеете! Не время еще для той истории, понятно?.. Такое ироничное «похрустывание стены», оно и подзуживает здорово, и на нужный темп настраивает, и обеспечивает некоторую дополнительную интригу.
Что касается мира в целом, то Рельсоморье получилось именно таким, каким оно и представляется в уме после коротенькой аннотации. Железное, ржавое, грязное, опасное, но вместе с этим влекущее в неизвестную даль дорожное переплетение. Почти что бесконечный лабиринт извивающихся и расходящихся путей, по краям которых (а то и не по краям) бегает различное пережившее апокалипсис и изменившееся зверье, толщу земли буравит гигантская живность, на которую идет охота, а по путям туда-сюда снуют вагоны, дрезины, поезда, населенные разными фракциями, от пиратов и военных до мирных сборщиков утиля. Мир дорог манит к приключениям, но он жесток и опасен, и нам предлагается узнать, что же там, где он обрывается, и почему он вообще оканчивается, и откуда оно взялось, это своеобразное бушующее и кишащее море из рельсов и шпал.
Развязка только скомканная. Будто расставание на вокзале в последние три минуты. Поезд подходит, забирает еще одну ставшую родной душу, а ты стоишь на перроне и размышляешь о проведенных вместе временах. И в уме мелькают обрывки фраз, которые хотелось бы еще сказать напоследок, но уже не видно даже сизого дымка из трубы.
И все равно ржавое послевкусие отличное. И все равно ощущаешь себя временами таким же героем-подростком, верящим в свою «философию» и ищущим своего кита. И все равно в этот мир, на Вокзал потерянных шпал, хочется вернуться.