• Авторизация


"Марина". 07-11-2015 08:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Карлос Руис Сафон, «Марина».

 

«”Марина” – самый любимый, по собственному признанию Сафона, его роман.

Испания. Барселона. Весна. Один из дежурных на Французском вокзале узнает в толпе юношу, объявленного в розыск. Целую неделю его искали знакомые, друзья, преподаватели школы-интерната. Полиция сбилась с ног. Где он был все это время? Как провел эти дни? «У каждого из нас есть секрет, тщательно запертый на все замки в самом темном углу на чердаке души» – так Оскар начинает свой рассказ о той странной волшебной ночи, когда судьба подарила ему встречу с Мариной».

 

 

Эта книга – маленький шедевр. Бесконечно лиричная, переливающаяся самыми разными чувствами и красками, от нежности до отвращения и страха, от счастья и радости до горьких слез, она ведет свою историю, нанизывая на нее целый ряд других. Каждая бусинка на этом ожерелье запоминается, каждая трагедия так или иначе затронет читателя, если он не последний сухарь, каждый персонаж заставит в чем-то сопереживать. Финальные главы читаются с комком в горле, все светлые и счастливые моменты испаряются из памяти, когда мы узнаем то, о чем должны были догадаться. Это больно, это неожиданно, это в какой-то степени подло, но это и нужно, ведь именно так произведения и остаются в памяти надолго. А ведь «Марина» еще и совершенно прекрасно, чутко, нежно и с каким-то очень-очень теплым, душевным очарованием написана. Сафону здорово удались описания, характеры, истории, то чувство, будто читаешь русскую классику, оно действительно есть, и его не портят хоррорные моменты, при этом «Марина» не страдает от многочисленных философствований или унылых дум и самоопределения в мире, чем грешна большая часть прозы 18-19-го века, изучаемой в школе. Живая классика века 20-го вполне в ногу со временем включает в себя помимо отличной истории и не менее отличного слога элементы детектива и хоррора, причем они настолько органично вписываются, что даже не задумываешься о неуместности, тем более, что в рамках сюжета все очень хорошо обосновано. Зачатки философских проблем здесь тоже есть, но они больше уступают место странным на первый взгляд парадоксам вроде «Мы помним только то, чего никогда не было». Просто надо оценить фразу, ее смысл, и понять, с каким настроением и чувством ты читал ее в начале книги, а с каким – в конце. Воспоминания – очень тонкая вещь. Мы никогда не знаем точно, что память нас не подведет. Мы создаем себе ложные воспоминания, живем с ними и в них, порой настолько свыкаясь с собственным восприятием минувшего, что автоматически считаем, будто это было на самом деле, и запоминаем эту реальность как действительно имевшую место. В случае Марины, говоря эти слова, она знала истинную правду, а Оскар – нет. Поэтому он проживал это время, воспринимал его, запоминал как «не свое», «чужое», то, чего не было. Строил планы, не зная, что им не суждено сбыться. И каждый день, проведенный с Мариной, запоминал как тот, которого на самом деле не было. И эти счастливые воспоминания и грезы – они от него не уйдут даже со временем, ведь это были светлые яркие дни. Даже невзирая на то, что это был лишь его субъективный взгляд на ситуацию. Разбив все повествование на отрывки, так или иначе связанные с воспоминаниями людей, Сафон в конце заставляет пересмотреть многое из того, как начиналась история. И это здорово, так как я точно буду перечитывать данный маленький бриллиант.

 

P.S. Года два назад посмотрел мексиканский фильм, который по схеме воздействия на зрителя очень схож с «Мариной». И перекликается с ее историей. Называется «Инструкции не прилагаются», и смотреть его рекомендую с субтитрами.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Марина". | Nikquest - Камерный мир Nikquest | Лента друзей Nikquest / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»