Брендон Сандерсон, «Герой Веков».
«Древнее пророчество истолковано ошибочно — и на свободу выпущен Разрушитель, воплощение распада. Уже не только Последняя империя, но и весь измученный мир с каждым днем все глубже погружается во тьму и хаос. Рожденные туманом Вин и Эленд Венчер должны остановить вездесущее и всеведущее божество, которое управляет ордами безумных монстров и вызывает извержения вулканов. Ключом к победе или поражению может стать атиум Вседержителя, самый ценный из алломантических металлов. Но каково же истинное предназначение этого металла и почему он спрятан так надежно, что даже Разрушителю не удается его найти? Кто поможет могущественным, но не всесильным алломантам в их нелегкой борьбе? И осталась ли хоть малейшая надежда, что мифический спаситель, Герой Веков, все-таки придет?»
Дочитал столь давно ожидаемого «Героя Веков». Завершилось именно так, как я и думал.
А вообще, из всей трилогии «Рождённого туманом» заключение показалось самым сильным по авторским описательному таланту и развитию фантазии, но самым слабым с точки зрения интереса и интриги. Каких-то крупных загадок на третью часть уже не осталось. Да, было интересно узнать, как «размножаются» колоссы, кто они такие и кто такие кандра, где был спрятан весь запас атиума Вседержителя, какую тайну скрывали хранилища, почему туман помогал Вин всего два раза, почему убивал только 1/16 часть попавших в него людей и прочие мелочи... Но какой-то глобальной интриги, помимо банальной – как же победить нечто, чего не существует в привычной телесной форме, как убить бога, силу, явление, – не было. Было много чего. Были зеркально отраженные события «Источника Вознесения», связанные с осадой города и колоссами. Были интересные подробности из жизни и быта кандра, были философские, религиозные, нравственные и прочие вопросы, над которыми автор предлагает поразмышлять на досуге. Была раскрыта еще одна «металлическая» подпорка всей магической системы цикла (в первой книге трилогии – алломантия, во второй – ферухимия, в третьей добавилась гемалургия, ее законы и принципы). Был все тот же потрясающий авторский стиль, заставивший прочитать 700-страничный кирпичик меньше чем за три дня. Было, как и всегда бывает, когда заканчиваешь что-то, к чему прикипел душой, чувство горечи в эпилоге с неизбывным вопросом: как, и это все, больше я не увижу полюбившихся героев?.. Были полеты Вин, были даже танцы на балу с изящными реверансами в сторону первой книги (причем, в обоих мирах). Было все то, что должно быть в завершающей части столь знаковой для автора уровня Сандерсона трилогии. Не было только одного: главенствующей над кучей интригующих вопросов Тайны, которую следует разгадать по куче мелких зацепок, расставленных тут и там. Иными словами, атмосферы таинственности и постоянного приключения, когда точно знаешь, что в конце пути тебя чем-то сильно удивят. В «Пепле и стали» это был секрет Вседержителя, его комнаты, новые металлы, там мы вместе с Вин стремились попасть за дверь, узнать, что она скрывает, была личность Вседержителя, обернувшаяся шокирующим фактом. В «Источнике Вознесения» – поиски места, где находился тот самый Источник, и финальный твист. В «Герое Веков» же все крутится вокруг того, как одолеть выпущенную силу и кем или чем она является. Это не то, чтобы совсем неинтересно, вовсе нет, но здесь есть один нюанс: мы знаем, что у Вин все получится. Неважно, какие жертвы будут, как сильно пострадает она сама, конец [цикла] в глобальном плане не оставляет надежд на какой-то другой исход. В отличие от первых двух книг, где концовки тем и впечатляли, что неожиданно били под дых новыми проблемами, еще более сложными и непонятными, когда раскрытие одной тайны резко подбрасывало немало новых проблем, сохраняя читательский интерес к продолжению.
Наверное, это беда многих окончаний. Помню, много лет назад, читая последнюю книгу «Гарри Поттера», я испытывал примерно такие же чувства. Осознание задолго до финальной главы, что все завершится хорошо. Умрет ли главный герой или нет – роли не играло абсолютно, интереса в этом лично у меня не было. Интерес был в том, как подведут к этому финалу. Так и в случае с «Рождённым туманом».
Что ж, как бы то ни было, эта трилогия – лучшее, что я читал в этом году, если не в последнюю пятилетку. Теперь буду надеяться, что продолжение этого цикла, затрагивающее вселенную спустя столетия, также будет переведено.