Марк Лоуренс, «Принц шутов».
«Легкомысленный принц Ялан Кендет, один из многочисленных внуков Красной Королевы, могущественной правительницы Красной Марки, прославился как заядлый игрок, соблазнитель женщин и любитель вина. Лишенный амбиций, он был вполне доволен своей жизнью, однако в разгар войны, когда полчища нечисти во главе с Мертвым Королем набирают силу, трудно оставаться в стороне. К тому же судьба сыграла с принцем злую шутку: Молчаливая Сестра, главная помощница Красной Королевы, колдовскими узами связала Ялана с могучим викингом Снорри, волею случая оказавшимся в Красной Марке. Вместе с товарищем по несчастью принц вынужден отправиться на Север, на родину Снорри, и это полное опасностей и неожиданных встреч путешествие принесет ему немало неприятных открытий».
Слишком простенькое, совершенно не примечательное, банальнейшее фэнтези с парочкой намеренно разномастных героев, вынужденных быть вместе в долгом опасном пути. Автор будто намеренно поставил себе цель ни на чем не зацикливаться и идти за персонажами как хронист. Он вводит нас в мир – но не говорит о мире ничего, только скупо описывает пейзажи и угрозу. Он достает из колпака скандинавскую мифологию с божествами и викингами – но обращается с ней отвратительно и легковесно, даже не думая о глубине. Он чередует двух совершенно разных героев – но они оба настолько дубовые архетипы, что «противоположности притягиваются» только потому, что автору это нужно для сюжета. Он описывает Ялана как труса, лжеца и вообще крайне сомнительную личность королевских кровей, а Снорри как громадного, сильного, волевого северянина, запросто выживающего в схватках, – но делает это так, словно ему знакомы только крайности, никаких полутонов, нюансов; причем ровно до тех пор, пока исключительно по сюжету ему не нужно будет показать, что они не только такие однотонные. Никакой продуманности наперед, иными словами. Это впечатление вообще характеризует всю книгу. Лоуренс будто бы не писал черновиков, не строил планов на будущее романа, а просто однажды сел и начал строчить, что в голову придет, имея только самые общие представления о том, что должно получиться. И так поступал раз за разом, отрывок за отрывком, иногда, кажется, даже забывая о том, что было раньше, настолько тупо и странно выглядят некоторые моменты.
В итоге ни вселенная, ни герои, ни события не смогли захватить меня-читателя цельностью, регулярно выбрасывая за борт кучей несоответствий в поведении и мире. Взять хотя бы стиль повествования. Сначала он насмешливо-ироничный, потом местами сугубо описательный, местами банально диалоговый, потом мрачно-кровавый, потом сплошная мешанина из всего подряд. С героями, окромя главной парочки, совсем все плохо. Они улетучиваются из памяти быстрее, чем принц Ялан из постели очередной девицы. Да и с титульной парочкой проблемы те еще. Автор будто нарочно упоминает о Стокгольмском синдроме (что вводит нас в какую-то альтернативную вселенную), но, как ни странно, к тому моменту это уже абсолютно не актуально, да и пожалуй, никогда и не было. Знакомые со скандинавской мифологией и любящие ее люди, начавшие читать книгу, соблазнившись наличием подобного тега, рискуют изрядно возненавидеть Лоуренса за тот кошмар, что творится на страницах, и за столь обкорнанную модель северных верований, ибо сказания викингов здесь – бесполезный придаток, нужный, самое большее, для придумывания имени коняшке да вознесения молитв.
В общем, все плохо, штампованно и скучно. А так как это лишь начало новой трилогии, то книга еще и заканчивается ни на чем конкретном. Так, просто Лоуренс устал следовать за вечно попадающими в переплет героями, решил дать им отдых, напоследок «вознаградив» очередным предсказуемым сюжетным поворотом, связанным с их проклятием. «Принц шутов», как ни странно, оказался под стать названию – несерьезным, поверхностным, изредка забавным представлением, о котором спустя пару дней я забуду, окунувшись в фэнтезийный мир более маститого автора. Продолжение ждать тем более не буду. Но чисто из любопытства по диагонали ознакомлюсь с ним, не думаю, что будет хуже. Все же интересно, как автор будет дальше развивать «героя Арала» (я мысленно ржал каждый раз, пошлая фантазия подменяла то первую букву, то вторую), особенно учитывая финальное изменение.