Начал пару дней назад читать «Имя ветра» Патрика Ротфусса, и что-то оно выглядит как эпически растянутая скучная графоманистая хрень, вообще без единого намека на интригу и желания возвращаться после перерыва. После шикарнейшей фэнтезятины и миров Сандерсона, Макклеллана, Райана, Хьюлика, Сапковского, да даже злосчастных Аберкромби и Геммел (пусть у них всего по одной книге и читано) Ротфусс безнадежно скучен и проигрывает им всем. Совершенно унылые описания, унылая бытовуха, унылое развитие сюжета и героев... Почитал отзывы, очень многие ругают (особенно вторую книгу, там вообще ад кромешный, судя по всему), но кто-то называет и лучшим из прочитанного. Я же за полкниги просто пресытился ниочемной бытовухой, глупыми рассуждениями, странными переходами, безынтересными интригами (а то и вовсе их полнейшим отсутствием) и совершенно банальным слогом. «Банальные и серые» - этими эпитетами можно охарактеризовать добрых процентов 90 прочитанных страниц.
Мне не нравится отвратительно скрываемое неумение автора делать и держать интригу, его стремление перенасытить повествование массой лытдыбра уровня «как я сходил за хлебом», забивая на сюжет. Из половины книги, которую я прочел, сюжету уделены жалкие крохи страниц, от силы с десяток может быть наберется из 300-400. Остальное – настолько вода-вода-вода, что я в ней захлебываюсь, и она уже начисто размывает все сюжетные бережки. И да, это совершенно точно не тот случай, когда скилл автора может позволить себе подобную бытовуху. Например, «Обреченное королевство» у Сандерсона тоже по первой книге не столько в сюжет, сколько в слог, мир, магическую систему и персонажей, но там ТАКОЙ слог, ТАКИЕ персонажи, ТАКОЙ мир и ТАКИЕ сюжетные вставки, что моментально прощаешь большую часть графоманистой воды за ту концентрацию удовольствия, которую получаешь в итоге. А у Ротфусса и мир – дерево деревом, и герой – розовый щенок с соплями, который типичный школьник, и окружение – банальные-пребанальные типажи, и повествование скучное до храпа над оным. Припоминаю, как бросил после первого тома Мартиновскую «ПЛиО», тоже из-за уныния и деревянности мира, но Ротфусса, пожалуй, дропну прямо посреди книги, поскольку сегодня с утра решил почитать парочку страниц, а наткнулся на очередное описание того, как гг целых две (!) главы (!) ноет о том, как бы ему закончить обучение, сколько денег у него осталось и как бы ему удачнее скрыть свою нищету от окружающих. И все это без диалогов, монолитный кусок текста, состоящий из мыслей подростка. Который еще и думает, что знает мир вокруг. Серьезно, это сочетание мыслей, поступков и возраста порой крайне неестественное. Одно то, как он пытается торговаться, меня вымораживает. Ну и да, для сюжета эти две главы, как и пять предыдущих, не несут ровно никакой ценности. Абсолютно. Зачем их читать? Представление о мире я уже получил, дайте мне сюжет, а не сопливые стенания паренька. Убить три главы рассуждений на то, чтобы в конце концов герой купил лютню – это так типично для Ротфусса. У него из подобных сомнительных решений состоит вся книга. Вторая часть, наверное, вообще апогей растекания лытдыбрических мотивов по 1000 страниц бессюжетного безобразия.
А уж в плане «обучения волшебника» писанину Ротфусса стирает в порошок не только каноничный «Гарри Поттер», но и даже недавний новичок Энтони Райан со своей «Песнью крови», за здорово живешь, особо не напрягаясь. У него, как минимум, персонажи живые, и мир вокруг регулярно подкидывает испытаний, и сюжет вертится на немалых оборотах, и читается все легко и не вязко, в отличие от. У «Имени ветра» все крайне медлительно и осторожно, без малейшей тени чего-то интригующего.
Посему дроп, да. Начну уж лучше Чайну Мьевиля читать, давно на него глаз положил.