Паоло Бачигалупи. «Разрушитель кораблей».
Нефтяные танкеры, севшие на мель в Мексиканском заливе, уже не транспортные средства, а добыча. Разграблением их занимаются целые команды, которые высаживаются на борт с американского побережья. Молодой парень по кличке Гвоздарь специализируется по цветным металлам. Срезая проводку, вытаскивая многожильные кабели, разбирая корабельные механизмы, Гвоздарь мечтает лишь о том, чтобы выполнить дневную норму и увидеть следующее утро. Но однажды он находит прибитую к берегу ураганом роскошную яхту, на борту которой обнаруживает единственную оставшуюся в живых девушку. Она красива и богата. И в благодарность за своё спасение может помочь Гвоздарю выбраться из нищеты. А может, всё-таки лучше разобрать яхту и распродать её по частям? Впервые перед Гвоздарем встаёт непростой выбор... Яркий динамичный роман Паоло Бачигалупи о будущем, которое всех нас ожидает!
То ли я перечитал в детстве и подростковом возрасте таких авантюристских, ни к чему не обязывающих книг, которые, в большей степени, лишь удачные зарисовки, нежели полноценные вдумчивые произведения, то ли просто книга чересчур лёгкая, поверхностная и какая-то обычная, без всяческих сюрпризов или важных идей, но «Разрушитель кораблей», на мой взгляд, – совершенно типичное подростковое приключенческое чтиво, дабы скоротать один вечер, отправившись за тридевять земель и немного в будущее, в мир победившего катаклизма. Главный герой ловит удачу за все хвосты, попеременно борется с трудностями, взрослеет, старается показать, что он уже не ребёнок, принимает важные решения… В общем, автор создает всё, дабы читатель (желательно – такой же мальчишка, мечтающий вырваться за пределы унылой обыденности) ни на страницу не перестал ассоциировать себя с Гвоздарем, а трудности и испытания вводит лишь затем, чтобы обрамлять общий приключенческий дух. Удача, отвага, стремление поступать правильно, авантюрные проделки и работа, связанная с поисками ценностей, даже антураж залитых водой и солнцем просторов, а в конце ещё и корабельно-морские приключения с абордажем – право слово, какой мальчишка об этом не грезит после прочтения других произведений о морях-океанах? Да, есть трудная судьба главного героя, да, есть парочка сцен, которые могут пошатнуть и на мгновение развеять сладостные грёзы. Ведь главной, даже не мечтой, а надеждой Гвоздаря было желание выбраться из того круга, в котором он прозябал. Вырваться из мерзких щупалец страха от поведения отца. Обрести хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне, а не так, что «сдал наряд-норматив – получил сухпаёк». И общий итог aka хэппи энд это всё искупает. Через тернии к звёздам и далее, к своему счастью, ловить дальше свою синюю птицу за распустившийся хвост.
В книге, по большому счету, даже нет резко отрицательных персонажей, олицетворений зла, везде лишь случаи переломанных жизненных судеб. Ленивка точно не отрицательный герой, здесь глупо спорить, несмотря на ее поступок. Она наглядное подтверждение того, что в этом мире работает банальное правило утерянного кошелька: «повезло другому – не повезло тебе». С Ричардом – самым интересным героем книги, отцом мальчишки – всё гораздо сложнее. Скажу так: я не считаю его прямо-таки злодейским отродьем, поскольку у него были свои жизненные неурядицы, но и персонажем уровня Ленивки он точно не был. Та расчётливо и трезво решила поиграть с судьбой, он же просто внаглую пошел по кривой дорожке, ещё и начал ширяться. Слабый человек, в силу своих физических возможностей и затуманенных мозгов внушающий трепет и ужас Гвоздарю, потерявший берега человечности. Он в гораздо большей степени дитя своей безрадостной, беспросветной среды, прогнувшееся под изменившийся мир, нежели злодей, просто его так показали, как безальтернативное зло, постоянно на это упирая. А поскольку других сколь-либо отрицательных персонажей в книгу не завезли (враг отца девочки, разве что, но его маячение на горизонте вообще смехотворно, а Голубоглазая не успела раскрыться), вот и получается, что на Ричарда спустили всех собак, заставив отдуваться за антиположительных героев.
И ещё. Несмотря на то, что автор возносит везение и удачу в чистый абсолют, регулярно подчёркивая это, я так и продолжаю считать, что главный «фарт» мальчишки заключался в том, что в его окружении были люди, которые о нём заботились и которым он был небезразличен. Это важнее в рисуемом автором мире, чем все удачные находки Гвоздаря вместе взятые, как по мне.
Что прочитал – не жалею, всё же в этой трёх-четырёхчасовой книге было увлекательно находиться; наблюдать за взрослением и переживать за юношу – тоже, но общее ощущение приторности, подростковости, излишней красочности и местами какой-то гламурной нелепости всего происходящего, оно довлело всё время, не давая получать то же удовольствие, какое было бы, читай я эту книгу лет 10-12 назад.