Это цитата сообщения
sellerpro Оригинальное сообщениеЭто не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний: мы со всеми общаемся, например, как послушные дети или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.
Выстраивая отношения с позиции Взрослого, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний.
Когда в нас включается Родитель, это означает, что главными для нас в этот момент становятся требования наших родителей или интонации других людей, которые в детстве были нашими кумирами, – это может быть любимый музыкант или даже литературный герой. «В детстве я очень любила Остапа Бендера, мечтала стать таким, как он, – рассказывает Ольга. – Сейчас, когда мне 33, эта страсть прошла, но иногда я ловлю себя на том, что с иронической интонацией произношу фразы в «бендеровском» стиле. А еще в эти моменты у меня саркастически приподнимается правая бровь».
Согласно теории транзактного анализа, Родитель внутри нас может быть Контролирующим и Опекающим. Для Контролирующего Родителя главное слово – «надо», основные действия – заставлять и наказывать (именно его голосом говорит жена, требуя выдать зарплату, или начальник, когда делает выговор). Те из нас, у кого слишком часто «включается» Контролирующий Родитель, нередко становятся тиранами для себя и окружающих. Опекающий Родитель заботится о том, кого воспитывает, и часто потворствует любым его желаниям. Такому другу не страшно позвонить среди ночи с жалобой на то, что вам не спится. А женщина, которая постоянно находится в этом состоянии «я», всегда разрешит своим детям пропустить школу.
Третья наша ипостась – Ребенок. В ней отголосок нашего детства – тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми.
У состояния Ребенок есть два «варианта»: Естественный и Адаптированный Ребенок (это состояние бывает негативным и позитивным).
Естественный Ребенок – спонтанный, непосредственный, креативный: так мы играем, придумываем шутки, весело общаемся со своими детьми.
Адаптированный позитивный Ребенок – тот, кто, подавляя свои желания, приспособился к ожиданиям родителей и требованиям общества. В этом состоянии сотрудники покорно соглашаются с руководством, боясь высказать собственное мнение; оно же мешает уже немолодому человеку сказать своей престарелой маме, что ему не хочется доедать суп. Адаптированный негативный ребенок постоянно бунтует и протестует – в этом состоянии мы срываем уроки и лекции, без необходимости начинаем споры с начальством и гордимся тем, что ездим в трамвае без билета.